Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития
человека в быстро меняющемся обществе. В связи с этим особое звучание
приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии
значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно
обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого,
но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь,
преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для
собственного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся
экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего
оказывается не готовым к такому, взаимно обогащающему, взаимодействию с
обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что
существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия
человека и общества значимой.
Важная роль в
решении этой проблемы принадлежит школе, которая призвана обеспечивать условия
для развития каждого учащегося, включенного в школьный коллектив.
С момента
введения во все средние учебные заведения курса «Основы информатики и
вычислительной техники» решались проблемы организации обучения на новом
предмете, методики отбора и подачи содержания для школьников, использования
компьютера как средства и предмета обучения. В решении всех этих и многочисленных
других с ними связанных проблем педагогика и психология накопила достаточно
большой объем научных разработок, методического обеспечения.
Наиподробнейшим
образом с обширным охватом зарубежной и отечественной литературы проработан
вопрос психолого-педагогических проблем компьютеризации обучения Б. С.
Гершунским и Е.И. Машбиц, М.И. Жалдак в
докторской диссертации «Система подготовки учителя к использованию информационных
технологий в учебном процессе» провел
тщательный анализ публикаций по теоретическим и прикладным разработкам,
посвященным проблемам состояния преподавания «Основ информатики и
вычислительной техники» в школе на момент 1989 года. Вопросам содержания и
методики обучения в школе уделяется большое внимание в работах: А. П. Ершова,
В. М. Монахова, Ю. А. Первина, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, С. А. Бешенкова, А. Г.
Кушниренко, А. Г. Гейна, С. Г. Григорьева,
В. А. Каймина, Р. С. Гутер, П. Т. Резниковского, А. Л. Брудно, И. Н.
Антипова, В. К. Белошапки, А. С.
Лесневского, В. Ф. Шолоховича.
Оглядывая
прошедшее десятилетие, можно вместе с А.Ю. Уваровым подытожить: «основные усилия до сих пор
сосредоточены на создание нового поколения учебников и учебно-методических
материалов. Заметно меньше внимания уделяется разворачивающемуся на наших
глазах процессу изменения средств и способов деятельности, перестройке методов
и организационных форм обучения». Следует заметить, что характер преподавания
школьного курса информатики в подавляющем количестве случаев - репродуктивен.
Преимущественный стиль обучения - сообщение учащимся готовых знаний.
Результатом
соответствующей методики и практики обучения становится преобладание у
большинства обучающихся только воспроизводящего мышления, не готового к
быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и не обеспечивающего
потенциал роста интеллекта, жизненно необходимого в современном информационном
мире. К тому же возможности курса информатики при сложившейся практике
преподавания далеко не полностью используются, а именно ее дидактические
возможности, ориентированные на личность, на ее развитие. В то время как наша
школа призвана воспитывать человека, ощущающего потребность в приобретении
новых знаний, использовании в своей деятельности всего самого нового и
передового, стремящегося к творчеству и самореализации, т.е. имеющего активную
жизненную позицию.
Перемены в
экономическом и общественно-политическом строе России вынуждают нашу школу
пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические
средства. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия,
эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах,
быть открытыми для новых мировых контактов и культурных связей. В число
важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и
труда в завтрашнем высокотехнологизированном обществе.
Решение задач
информатизации образования требует включения в обязательное содержание общего
образования большой группы сравнительно новых для практики обязательных
составляющих: способности эффективно сотрудничать при выполнении работы в
группе, продуктивно планировать свою работу, умения самостоятельно работать с
информацией, владения средствами рационального мышления и т.п. Требуется
создавать новую организацию учебного процесса, учитывающего наши представления
об условиях жизни наших учеников в будущем информационном обществе.
«Осваиваемые способы деятельности», а не «конкретное предметное содержание» или
«материал» должны ложиться в основу содержания современных учебных предметов.
Насущным требованием
времени становится использование в обучении информатике методов, вырабатывающих
у учащихся готовность и умение самостоятельно добывать новые знания. Этому
способствует исследовательский подход в обучении и большие возможности в этом
отношении открывает метод проектов.