Сайт Кукановой Ю. А., учителя информатики и физики

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 29.04.2024, 23:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Исследовательский подход в обучении информатике
 

     Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего оказывается не готовым к такому, взаимно обогащающему, взаимодействию с обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия человека и общества значимой.

   Важная роль в решении этой проблемы принадлежит школе, которая призвана обеспечивать условия для развития каждого учащегося, включенного в школьный коллектив.

    С момента введения во все средние учебные заведения курса «Основы информатики и вычислительной техники» решались проблемы организации обучения на новом предмете, методики отбора и по­дачи содержания для школьников, использования компьютера как средства и предмета обучения. В решении всех этих и многочис­ленных других с ними связанных проблем педагогика и психология накопила достаточно большой объем научных разработок, методиче­ского обеспечения.

     Наиподробнейшим образом с обширным охватом зарубежной и отечественной литературы проработан вопрос психолого-педагогических проблем компьютеризации обучения Б. С. Гершунским и Е.И. Машбиц, М.И. Жалдак в докторской дис­сертации «Система подготовки учителя к использованию инфор­мационных технологий в учебном процессе» провел тща­тельный анализ публикаций по теоретическим и прикладным разра­боткам, посвященным проблемам состояния преподавания «Основ ин­форматики и вычислительной техники» в школе на момент 1989 года. Вопросам содержания и методики обучения в школе уделяется боль­шое внимание в работах: А. П. Ершова, В. М. Монахова, Ю. А. Первина, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, С. А. Бешенкова, А. Г. Кушниренко, А. Г. Гейна, С. Г. Григорьева, В. А. Каймина, Р. С. Гутер, П. Т. Резниковского, А. Л. Брудно, И. Н. Антипова, В. К. Белошапки, А. С. Лесневского, В. Ф. Шолоховича.

    Оглядывая прошедшее десятилетие, можно вместе с А.Ю. Уваро­вым подытожить: «основные усилия до сих пор сосредоточены на создание нового поколения учебников и учебно-методических материалов. Заметно меньше внимания уделяется разворачи­вающемуся на наших глазах процессу изменения средств и способов деятельности, перестройке методов и организационных форм обуче­ния». Следует заметить, что характер преподавания школьного курса информатики в подавляющем количестве случаев - репродуктивен. Преимущественный стиль обучения - сообщение учащимся го­товых знаний.

     Результатом соответствующей методики и практики обучения становится преобладание у большинства обучающихся толь­ко воспроизводящего мышления, не готового к быстрому и самостоя­тельному восприятию новых знаний и не обеспечивающего потенциал роста интеллекта, жизненно необходимого в современном информаци­онном мире. К тому же возможности курса информатики при сло­жившейся практике преподавания далеко не полностью используются, а именно ее дидактические возможности, ориентированные на личность, на ее развитие. В то время как наша школа призвана воспиты­вать человека, ощущающего потребность в приобретении новых знаний, использовании в своей деятельности всего самого нового и передового, стремящегося к творчеству и самореализации, т.е. имеющего активную жизненную позицию.

     Перемены в экономическом и общественно-политическом строе России вынуждают нашу школу пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Ак­цент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добы­вать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые реше­ния и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах, быть откры­тыми для новых мировых контактов и культурных связей. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реа­лиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологизированном об­ществе.

   Решение задач информатизации образования требует включения в обязательное содержание общего образования большой группы сравнительно новых для практики обязательных составляющих: способности эффективно сотрудничать при выполнении работы в группе, продуктивно планировать свою работу, умения самостоя­тельно работать с информацией, владения средствами рационально­го мышления и т.п. Требуется создавать новую организацию учебного процесса, учитывающего наши представления об условиях жизни наших учеников в будущем информационном обществе. «Осваиваемые способы деятельности», а не «конкретное предметное содержание» или «материал» должны ложиться в основу содержания современных учебных предметов.

    Насущным требованием времени становится использование в обучении информатике методов, вырабатывающих у учащихся готов­ность и умение самостоятельно добывать новые знания. Этому способствует исследовательский подход в обучении и большие возможности в этом отношении открывает метод проектов.

Литература

1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И.Щукиной. М., 1984

2. Босова Л. Л. Методические рекомендации по курсу информатики. М., Владос, 2003

3. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: про­блемы и перспективы. - М.: Педагогика. 1987.

4. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных условиях общеобразовательной школы. М., 1975

5. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994, с. 79 – 102

6. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981, с. 103 – 106

7. Поляков В.А. Совершенствование методов обучения. – в кн.: Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю.К.Бабанской. M., 1981

8. Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. M., 1976

9. Семакин И., Хеннер Е. Информатика. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2004

10. Формирование интереса к учению у школьника / под ред. А.К.Маркова. M., 1986

11. Шаповаленко С.Г. Вопросы дальнейшего совершенствования методов обучения и методов управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе. M., 1983

12. Щукина Д.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. M., 1981


Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Создать бесплатный сайт с uCoz