| Роль здоровьесберегающих технологий в преподавании информатики и ИКТ
Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и поэтому
школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут
сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового
образа жизни.
Как известно, основными вредными факторами, влияющими на
состояние здоровья школьников, работающих за компьютером:
- сидячее положение в течение длительного времени;
- утомление глаз, нагрузка на зрение;
- перегрузка суставов кистей;
- загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;
- стресс при потере информации.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
– совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов,
технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от
неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и
способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Основными целями здоровьесбережения на уроках информатики
являются следующие:
- создание организационно - педагогических, материально –
технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения,
учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
- создание материально – технического, содержательного и
информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего
поколения к здоровому образу жизни.
Для реализации данных целей учитель информатики ежеурочно
решает следующие задачи:- отслеживание санитарно – гигиенического состояния класса, от
чистоты и освещенности до дизайна;
- физиологически грамотное построение уроков с использованием
в их процессе оздоровительных мероприятий, нормирование учебной нагрузки и
объема домашнего задания в соответствии с требованиями;
- оптимальное сочетание «субъект-субъектных» отношений в
образовательном процессе;
- подача знаний по предмету, несущих воспитательное воздействие,
в том числе, формирующих здоровый образа жизни учащихся;
- использование новых методов деятельности в процессе обучения
школьников, предполагающих использование здоровьесберегающих технологий на
уроках.
Самообразование и участие в обобщении опыта путем
ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме
здоровьесбережения является неотъемлемой частью работы каждого учителя информатики
и ИКТ.
При составлении тематического планирования учителю
информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На
уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать
вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа
жизни.
Существуют авторские программы по здоровьесбережению. Ниже
приведена таблица из авторской программы «Сохранение здоровья детей на уроках
информатики» учителя информатики Моляковой Е.А., в которой структурирован
материал по здоровьесбережению на уроках информатики.
Гигиенические критерии рациональной организации урока. Материал по здоровьесбережению на уроках информатики. Применение эргономики при проведении уроков информатики. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96).
Комплексы упражнений для глаз, физкультурных минуток и пауз. Комплексы упражнений при работе за компьютером. Упражнения при утомлении, для глаз, головы и шеи, рук, туловища. Информационные ресурсы.
| |