Роль здоровьесберегающих технологий в преподавании информатики и ИКТ
Именно в школе учащиеся проводят значительную часть дня, и поэтому школа остается той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.
Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, работающих за компьютером:
- сидячее положение в течение длительного времени;
- утомление глаз, нагрузка на зрение;
- перегрузка суставов кистей;
- загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;
- стресс при потере информации.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Основными целями здоровьесбережения на уроках информатики являются следующие:
- создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
- создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.
- отслеживание санитарно – гигиенического состояния класса, от чистоты и освещенности до дизайна;
- физиологически грамотное построение уроков с использованием в их процессе оздоровительных мероприятий, нормирование учебной нагрузки и объема домашнего задания в соответствии с требованиями;
- оптимальное сочетание «субъект-субъектных» отношений в образовательном процессе;
- подача знаний по предмету, несущих воспитательное воздействие, в том числе, формирующих здоровый образа жизни учащихся;
- использование новых методов деятельности в процессе обучения школьников, предполагающих использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
Самообразование и участие в обобщении опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме здоровьесбережения является неотъемлемой частью работы каждого учителя информатики и ИКТ.
При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.
Существуют авторские программы по здоровьесбережению. Ниже
приведена таблица из авторской программы «Сохранение здоровья детей на уроках
информатики» учителя информатики Моляковой Е.А., в которой структурирован
материал по здоровьесбережению на уроках информатики.
Гигиенические критерии рациональной организации урока.
Материал по здоровьесбережению на уроках информатики.
Применение эргономики при проведении уроков информатики.
Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96).
Комплексы упражнений для глаз, физкультурных минуток и пауз.
Комплексы упражнений при работе за компьютером.
Упражнения при утомлении, для глаз, головы и шеи, рук, туловища.