
- Сущность исследовательского метода обучения.
- Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем
- Требования к содержанию и процессу обучения.
- Значимость учебных проблем для учащихся.
- Сравнительный анализ традиционного и исследовательского обучения.
- Сравнительный анализ методов обучения.
- Создание условий учебно-исследовательской деятельности в учебном процессе.
- Метод проектов. Метод проектов на предмете Информатика.
- Разработка заданий по Информатике с учетом исследовательского подхода.
Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития
человека в быстро меняющемся обществе. В связи с этим особое звучание
приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии
значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно
обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого,
но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь,
преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для
собственного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся
экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего
оказывается не готовым к такому, взаимно обогащающему, взаимодействию с
обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что
существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия
человека и общества значимой.
Важная роль в решении этой проблемы принадлежит школе, которая призвана обеспечивать условия для развития каждого учащегося, включенного в школьный коллектив.
С момента введения во все средние учебные заведения курса «Основы информатики и вычислительной техники» решались проблемы организации обучения на новом предмете, методики отбора и подачи содержания для школьников, использования компьютера как средства и предмета обучения. В решении всех этих и многочисленных других с ними связанных проблем педагогика и психология накопила достаточно большой объем научных разработок, методического обеспечения.
Наиподробнейшим образом с обширным охватом зарубежной и отечественной литературы проработан вопрос психолого-педагогических проблем компьютеризации обучения Б. С. Гершунским и Е.И. Машбиц, М.И. Жалдак в докторской диссертации «Система подготовки учителя к использованию информационных технологий в учебном процессе» провел тщательный анализ публикаций по теоретическим и прикладным разработкам, посвященным проблемам состояния преподавания «Основ информатики и вычислительной техники» в школе на момент 1989 года. Вопросам содержания и методики обучения в школе уделяется большое внимание в работах: А. П. Ершова, В. М. Монахова, Ю. А. Первина, А. А. Кузнецова, Э. И. Кузнецова, С. А. Бешенкова, А. Г. Кушниренко, А. Г. Гейна, С. Г. Григорьева, В. А. Каймина, Р. С. Гутер, П. Т. Резниковского, А. Л. Брудно, И. Н. Антипова, В. К. Белошапки, А. С. Лесневского, В. Ф. Шолоховича.
Оглядывая прошедшее десятилетие, можно вместе с А.Ю. Уваровым подытожить: «основные усилия до сих пор сосредоточены на создание нового поколения учебников и учебно-методических материалов. Заметно меньше внимания уделяется разворачивающемуся на наших глазах процессу изменения средств и способов деятельности, перестройке методов и организационных форм обучения». Следует заметить, что характер преподавания школьного курса информатики в подавляющем количестве случаев - репродуктивен. Преимущественный стиль обучения - сообщение учащимся готовых знаний.
Результатом соответствующей методики и практики обучения становится преобладание у большинства обучающихся только воспроизводящего мышления, не готового к быстрому и самостоятельному восприятию новых знаний и не обеспечивающего потенциал роста интеллекта, жизненно необходимого в современном информационном мире. К тому же возможности курса информатики при сложившейся практике преподавания далеко не полностью используются, а именно ее дидактические возможности, ориентированные на личность, на ее развитие. В то время как наша школа призвана воспитывать человека, ощущающего потребность в приобретении новых знаний, использовании в своей деятельности всего самого нового и передового, стремящегося к творчеству и самореализации, т.е. имеющего активную жизненную позицию.
Перемены в
экономическом и общественно-политическом строе России вынуждают нашу школу
пересмотреть прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические
средства. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия,
эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю рабочих группах,
быть открытыми для новых мировых контактов и культурных связей. В число
важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и
труда в завтрашнем высокотехнологизированном обществе.
Решение задач информатизации образования требует включения в обязательное содержание общего образования большой группы сравнительно новых для практики обязательных составляющих: способности эффективно сотрудничать при выполнении работы в группе, продуктивно планировать свою работу, умения самостоятельно работать с информацией, владения средствами рационального мышления и т.п. Требуется создавать новую организацию учебного процесса, учитывающего наши представления об условиях жизни наших учеников в будущем информационном обществе. «Осваиваемые способы деятельности», а не «конкретное предметное содержание» или «материал» должны ложиться в основу содержания современных учебных предметов.
Насущным требованием времени становится использование в обучении информатике методов, вырабатывающих у учащихся готовность и умение самостоятельно добывать новые знания. Этому способствует исследовательский подход в обучении и большие возможности в этом отношении открывает метод проектов.
Литература
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / под ред. Г.И.Щукиной. М., 1984
2. Босова Л. Л. Методические рекомендации по курсу информатики. М., Владос, 2003
3. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. - М.: Педагогика. 1987.
4. Зверев И.Д. Теория и практика методов обучения в современных условиях общеобразовательной школы. М., 1975
5. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994, с. 79 – 102
6. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981, с. 103 – 106
7. Поляков В.А. Совершенствование методов обучения. – в кн.: Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Ю.К.Бабанской. M., 1981
8. Проблема оптимальных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся. M., 1976
9. Семакин И., Хеннер Е. Информатика. М., БИНОМ. Лаборатория знаний. 2004
10. Формирование интереса к учению у школьника / под ред. А.К.Маркова. M., 1986
11. Шаповаленко С.Г. Вопросы дальнейшего совершенствования методов обучения и методов управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе. M., 1983
12. Щукина Д.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. M., 1981