Мотивация – это процессы,
определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность
или пассивность поведения.
Особенность формирования
мотивации для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении
новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение
этой потребности.
1.
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели
предстоящей деятельности и постановке учебных задач. Особенно перед изучением
новой темы нужно разобраться вместе с детьми в том, как эти новые знания можно
использовать в дальнейшем, смысл изучаемого. - Только после этого ребенок может принять эти сведения и
заинтересоваться.
2.
Использование
групповых и коллективных форм организации учебной деятельности: использование
проектного метода – удовлетворение от
деятельности, от ее результата.
3.
Использование
проблемных ситуаций, споров, дискуссий. (введение в тему, экспериментирование,
обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод
(обобщение)) - побуждает учеников
наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно
используют интуитивное и аналитическое мышление.
4.
Развитие
мотивации строится на достижении успеха. Технология развития мотива
достижения достаточно полно представлена в компьютерных играх: в них существует
серия заданий различной сложности, которые можно выбирать; ребёнок получает
полную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество
выполнения задания (обратная связь); сложность заданий такова, что успех
возможен только при определённых усилиях - ученик
сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает
решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели
и способы ее достижения.
5.
Использование
игровых форм проведения уроков, игровых технологий, развивающих компьютерных
тренажеров.
6.
Выбор действий в соответствии с возможностями ученика.
7.
Стимулирование оценкой (заранее оговариваются правила оценивания
предстоящей деятельности), возможность самооценки и оценивания других – стремление ребенка сделать лучше.
Ивонтьева Ю. А., учитель информатики
ШМС, 23.03.2011
|